В редакцию "КВУ" обратилась горожанка Марина. Ее дочка сама выбрала себе наказание за проступок.

- Можно ли детям позволять самим выбирать себе наказание? 

На Ваш вопрос отвечает психолог Галина Спивак.

На первый взгляд в этой ситуации нет ничего страшного. Вечер провели без напряжения, слез и истерик. Вроде, и волки сыты, и овцы целы.

Но давайте посмотрим на эту ситуацию с разных сторон.

Поиск легкого пути

Если ребенку позволять самому выбирать себе наказание, то естественно, выбор будет за самым легким и «приятным» из всех возможных. Тогда это уже вовсе и на наказание не похоже. Ведь если мы наказываем ребенка, то наказание должно стать неприятным следствием плохого поступка. Человек должен прочувствовать наказание и вынести урок. А такой подход может научить ребенка уходить от ответственности, находить наиболее легкие, не всегда достойные пути достижения цели. Ребенок может спокойно нарушать правила, понимая, что наказание он контролирует сам и за плохой поступок сильно не пострадает. В этом случае этот прием может способствовать формированию чувства безнаказанности и безответственности за свои поступки. А еще Вашей девочке в жизни не всегда будет дан выбор наказания. Будет школа, оценки, замечания учителя. Тогда у ребенка может легко возникать обида, непринятие критики, сформируется негативное убеждение, что мир к ней не справедлив. Кстати, многие взрослые практикуют такое поведение. Сегодня нарушу правило, объемся, например сладким, а завтра буду наказывать себя голодом! Узнаете таких худеющих? Вместо привычки к соблюдению важных правил, например, не переедать никогда, формируется поведение в ритме преступление-наказание. А поскольку наказание сам себе назначил, то сам может и отменить. Так что вторая часть ритма не всегда то и простукивается!

Склонность к самообвинениям

Возможен и другой вариант. Задумайтесь о том, что ребенок 6 лет выбирая себе наказание, наказывает себя сам. Это вполне может выработать у ребенка привычку и в будущем наказывать себя за поступки, которые ему кажутся неправильными, предъявлять к себе жесткие требования. Как эта девочка, а в будущем девушка, женщина будет относиться к себе, если для нее будет нормой наказывать себя? Применяя этот прием, мы вполне можем получить проблемы с самооценкой у ребенка. Может сформироваться склонность к самообвинению, самоуничижению. В душе девочки могут навсегда засесть такие негативные убеждения, как «Я не достойна уважительного к себе отношения», «Это не для меня» и прочие, подобные этим. Мало того, у ребенка сформируется неуспешный алгоритм действия в состоянии неудачи. Вместо того, чтобы задавать себе вопрос, «Как исправить положение, что делать в этой ситуации?», девочка ограничится алгоритмом – поиск виноватых и наказание.

Кто в семье руководит?

Есть и еще один момент, который нельзя обойти вниманием. Это распределение власти в семье. Давая ребенку право оценивать свои поступки, выбирать себе наказание, взрослый ставит его выше себя, по сути, перекладывая на него свои родительские функции. Ребенок может решить, что и в других вопросах он может сам устанавливать правила, принимать решения, не обращая внимания на требования и возможности взрослых.

Я глубоко убеждена, что воспитание и выбор способов наказания – это обязанности родителей!

Автор материала Галина Спивак.