В редакцию "КВУ" обратилась шахтинка Светлана. Ее 6 летняя дочкакаждый день приносит из садика рисунки, любит рисовать и дома.

- Можно ли по рисунку определить, все ли в порядке с ребенком или есть какие-то проблемы?

На вопрос отвечает психолог Галина Спивак.

Да, безусловно. Рисунки несут очень большой пласт информации о внутреннем мире, о переживаниях и проблемах детей. Но достоверную интерпретацию рисунков может дать специалист, имеющий достаточный опыт работы с рисуночными тестами. И даже, если рисунок вызывает обеспокоенность специалиста, то это является лишь поводом для более глубокого психологического обследования ребенка. По отдельно взятому рисунку нельзя сделать достоверное психологическое заключение.

Однако родителям важно кое-что знать о детских рисунках, чтобы вовремя проконсультироваться у специалиста.

Сюжет рисунков

Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы.

Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Цвет передает эмоции

При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Обращайте внимание на предпочтение выполнения рисунков в сером, коричневом, черном цветах. Это может сигнализировать о состоянии тревоги и подавленности.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у ребенка беспокойство или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

Размер деталей рисунка

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в группе.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо – маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам.

Главное

Помните, что главное при анализе рисунка – это общее впечатление от рисунка. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или тоска, страх, одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать Вам своим рисунком? Еще один важный момент – это беседа с ребенком по его рисунку. Задайте ему вопросы. Расскажи про свой рисунок. Кто здесь изображен? Что они делают? Им грустно или весело? Почему? И так далее. Беседа подскажет Вам многое.

Автор материала Галина Спивак.