Данная ситуация регламентируется нормами Гражданского кодекса РФ, в котором есть несколько, на первый взгляд, противоречивых статей. Так, согласно статье 211 риск случайной гибели имущества несёт собственник. Кроме того, в статье 459 указано, что риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя в момент передачи товара. Исходя из этих положений, многие потребители считают, что до тех пор пока они не оплатили товар и не получили чек, то есть не стали собственниками товара, они не несут ответственность за повреждение или гибель этого товара, что на самом деле не так.

Пока товар не оплачен, гражданин не является покупателем магазина, а в отношении него действует статья 1064 ГК РФ: вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, в пункте 42 Федеральных правил розничной торговли указано, что при выборе и покупке товара покупатель обязан: возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары. Кто же должен платить за случайно разбитую бутылку?

В статье 1064 Гражданского кодекса РФ есть оговорка по поводу ответственности в части порчи товара: лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Не зависимыми от потенциального покупателя причинами признаются:

  • узкие проходы: по стандартам пожарной безопасности минимальное расстояние между стеллажами должно быть 1,4 метра при торговой площади до 100 кв. метров;
  • плохая расстановка товара: неустойчивые «пирамиды» из товаров, которые могут разрушиться даже, если взять верхнюю банку;
  • мокрый пол: это обстоятельство применимо в случае, если посетитель магазина поскользнулся на мокром полу и зацепил товар, который в последствии разбился.

Что делать, если вы разбили товар в магазине

Не стоит вступать в прения с продавцами магазина или охранниками, необходимо вызвать директора или администратора магазина, спокойно объяснить ситуацию, попросить составить акт о порче товара и запросить жалобную книгу.

В ней необходимо подробно описать обстоятельство происшествия, указать дату и время, а также контактные данные свидетелей происшествия. Сделать фотографии акта и страницы жалобной книги, а также указать, что готовы нести ответственность только судебном порядке согласно Гражданскому Кодексу РФ.

Продавец не вправе заставить гражданина платить на месте, установить виновность и обязать к возмещению убытков может только суд. На практике, в большинстве случаев, ситуация разрешается мирным путем без последствий для посетителя магазина. Однако, если охранники или продавцы начинают превышать полномочия, необходимо знать как от этого защититься. К превышениям полномочий приравнивают:

  • попытка перемещения посетителя в подсобное помещение с применением силы;
  • отбирание силой личных вещей: сумки, паспорта или иных документов;
  • угроза жизни и здоровью на словах или действием.

В таких случаях необходимо включить камеру телефона, заявить об ответственности сотрудников магазина по статье 203 Уголовного кодекса РФ и вызвать полицию. За превышение полномочий сотрудниками охраны также можно подать жалобу в прокуратуру и Роспотребнадзор.

Подготовила Надежда Фоломкина.