Если вы мамочка и утверждаете, что вы не ждете от своего чада помощи в вашем далеком будущем - это будет совершенное лукавство. Ведь вы растите своего ребенка в любви и заботе, вкладываете в него душу и уверены – вас то он точно не бросит на произвол судьбы в глубокой беспомощной старости. Но трудность заключается в том, что «ген» заботы не передается по наследству, и если с раннего детства вы не научите ребенка «помогательству», то в старости мало вероятно, что получите ожидаемый результат. Ну не заговорит ребенок на китайском, если не учил его никогда, да и китайца в глаза не видел!

Споры о формировании навыков помощи по дому, заботы о близких длятся уже долгие периоды. Кто-то утверждает, что все происходит после трех лет – с момента осознания ребенка себя как личности, кто-то утверждает, что с пеленок.

Лично я не утверждаю, что годовалого ребенка можно научить вытирать за собой лужи и убирать игрушки. Хотя моя годовалая дочь после игры пытается возвращать игрушки на прежние полки.

На самом деле начинать прививать ребенку навыки помощи по дому и бытового порядка необходимо с раннего детства.

Теперь давайте подумаем, а как же происходит приучение ребенка к этим сложным социальным процессам?

"Плохо" - лучше, чем "никак"

Сначала ребенок просто смотрит за мамой, наблюдает за ее действиями и ее образом жизни. Мама убирает и готовит, стирает и гладит, расставляет игрушки по полкам и наводит в доме порядок. Папа выносит мусор, чинит сломанные вещи, вешает полки и картины, помогает маме. Ребенок смотрит и воспринимает эти действия как часть нормальной жизни.

Когда ваш малыш подрастает, довольно часто на вопрос «Кем ты хочешь стать?», малыш ответит, как мама или как папа… И если ваш малыш видит как вы постоянно заняты домашними заботами, не ноете и не причитаете – в скором времени он начнет за вами повторять.

И тут заботливые родители совершают самую большую ошибку – отнимают инициативу у ребенка и отбивают всяческое желание что-то делать. Безусловно, первые попытки ребенка будут напоминать не уборку, а обратные процессы – мусора становится только больше. Но и вы не сразу освоили свою профессию – вы учились у институте 4-6 лет. И малышу нужно время и пример. А родители с целью сохранить домашнюю чистоту, упростить жизнь себе - отправляют ребенка на прогулку с бабушкой и без него завершают все домашние заботы.

А именно с годовалого возраста у ребенка должно складываться понимание, что каждый член семьи отвечает за состояние чистоты и уюта в доме – это ответственность каждого.

Потому очень важно поддерживать порывы ребенка подражать взрослому – давать ему возможность подмести или помыть пол, пусть помоет посуду или уберет игрушки. Даже если это будет плохо – плохо это лучше, чем никак. А родителям на этом этапе важно запастись терпением. Важно поддерживать ребенка, ведь он осваивает новый навык. Для развития интереса можете предложить ребенку детское ведерко и тряпку – пусть тренируется со средствами чистоты посильными ему. А потом обязательно похвалите малыша, сказав какой он помощник и как вам помогает.

Через некоторое время вы увидите предпочтения ребенка – какие именно обязанности ребенок выполняет с особым удовольствием.

Дальше вы просто выделяете для ребенка его личную зону ответственности: «Нравится мыть посуду – теперь это твоя обязанность!». А ваша задача от постоянного контроля перейти к наблюдению за процессом.

В этот период может возникнуть новая реакция ребенка – нежелание убирать и выполнять свои обязанности. Эта проблема решается просто – вся семья вместе занимается уборкой. Ребенок будет понимать, что он не один выполняет эту функцию.

Чтение

Для облегчения процесса приучения также может быть полезна хорошая книга с интересными рассказами про чистоту. Благо сейчас таких предостаточно. Примером такой книги может быть «Сказки Короля Чистотела» И.Тереньтьва, С.Тимофеева, А. Шевченко – сказки помогут малышу услышать ответы на важные вопросы о необходимости домашних забот в понятной ему форме.