Шахтинец рассказал о курьезах и железнодорожном прошлом «Северного переезда»

Виктор Перцев, краевед, родился и вырос в Артёмовском районе. Он попытался разобраться в хитросплетении дорог и рассказал о том, почему одно из мест города Шахты называется «Северный переезд»:

- Сейчас трудно поверить, что когда-то в этих, поросших осокой и камышом местах, кипела трудовая жизнь и ходили поезда.

Почему «Северный переезд»?

За годы первого пятилетнего плана развития народного хозяйства 1928-1932 г.г. в городе Шахты планировалось строительство новых промышленных объектов, в том числе три новых шахты: «10 лет ЗИ» («Десять лет За Индустриализацию» позднее «Нежданная»), «Ново-Азовская», «имени газеты «Комсомольская Правда» (Комправда). Необходимо было оборудовать подъездные пути к ним.

Железная дорога от станции «Власовские копи» до «Комправды» пролегала по нынешним улицам Волконского и Кривошлыкова. Недалеко проходил шлях (тракт) Ростов-Воронеж. Позднее шлях стал называться автодорогой Ростов-Воронеж. На пересечении железнодорожного пути и шляха был оборудован переезд, названный «Северным». А «Северный», потому что в километре от этого места в сторону Ростова-на-Дону шлях пересекал другой железнодорожный переезд, расположенный на подъездной железной дороге к шахте Елпидифор, построенной в 1911 году, а в советское время переименованный в шахту имени Артёма. Кроме этого, тут же шлях пересекал магистральную железную дорогу Каменоломни (Максимовка) – «Власовские копи» – железнодорожный вокзал «Шахтная», но уже в качестве ответвления на въезде в жилой массив рудника «Елпидифор». Это в районе улицы Довженко, место, называемое ГУТАП. До 60-х годов в месте переезда ещё были целы столбики, имевшие характерный бело-чёрный окрас, но проезд уже был закрыт. Ныне на месте этого переезда находятся магазин и база (стройматериалы).

Отклонение

Мало кто знает, что шлях проходил с самого своего возникновения через территорию ныне закрытой шахты имени Артёма. После начала строительства Елпидифора шлях сдвинулся в сторону улицы Капустина и пошёл далее через хутор Маркин в сторону посёлков Октябрьского, Красина и Гагарина (Поповка) на Каменоломни (Максимовка). А от улицы Капустина – через переезд и территорию, впоследствии занятую автобазой №6, по улице Горняцкой и далее в сторону станицы Владимировской. Во время шестой пятилетки были построены автодорожные магистрали Шахты –Каменоломни, Центр –Артёмовский район. Появилась новая дорога Каменоломни – Шахты – Артём. Часть её проходила по нынешнему проспекту Ленинского Комсомола, улицам Довженко, Волконского, и далее через «Северный переезд» по улице Горняцкая. Рядом расположена улица Трактовая. После постройки новой автодороги Воронеж-Шахты в 1966г., входящая в город через Артёмовский район дорога, потеряла своё стратегическое значение, перестала быть единственной. Данная автодорога ныне существует как технологическая, используемая керамическим заводом в п.Каменоломни для подвоза глины с Владимировского карьера, а также для подъезда в хутор Сидоровка, Маркин и другие.

Случай на переезде

В конце хочу поведать курьёзный случай произошедший, когда в этих местах ещё ходили поезда. При подходе к переезду железнодорожного состава шлагбаум опустился. Туда подъехал мотоциклист, а за ним остановилась телега с лошадью, легковая машина и ещё какой-то транспорт. Все стоят ждут открытия переезда. Мотоциклист не глушит мотор, газует. Близко стоящей к нему лошади это не понравилось, и она схватила мотоциклиста за шиворот. Он испугался вскочил с мотоцикла и уставился на животное, а водитель легковой машины смеясь посоветовал дать ей по морде. Мотоциклист недолго думая замахнулся. Лошадь с телегой попятилась назад, а снизу телеги торчали трубы. Этими трубами она въехала в радиатор машины весёлого советчика. В результате этого происшествия движение было парализовано и после того, как шлагбаум поднялся. Случай надолго запомнился, о нём даже писали в местной прессе.

От редакции

По этой железой дороге, от которой местами остались только вросшие в землю шпалы, возили не только грузы, но и людей – рабочих шахт и заводов. Если следовать на общественном транспорте из центра города Шахты в сторону посёлка ГРЭС, то на схеме движения между остановками «Северный переезд» и «Красная Роза» можно обнаружить загадочную «Смолу». Эта остановка имеет непосредственное отношение к железной дороге. Когда-то здесь приводили в порядок паровозы: чистили топку и котлы, смазывали узлы и детали.

В одних следовало открутить гайки и пропустить фитили, потянув пару раз за вязкую веревочку, долить в них из масленки; в другие, на механизме и рессорах, вкачать винтовым прессом вязкую «грызь» (слово это пошло от английского «гриз» – смазка); в третьи смазка попадала с помощью массивной спринцовки. Сейчас кажется невероятным, но вес некоторых ручных масленок достигал 12 кг!

Между прочим, самые первые паровозы смазывали говяжьим салом! Эта смазка называлась «техническое сало». После появилась нефтяная смазка и мазут, а потом минеральные масла промышленного производства.

Это интересно

Слово «шурует» пошло от слова «шуровка», оно означает «отверстие для заброски топлива». Шуровать топку – это значит, кидать в нее уголь или дрова.

До революции и в Гражданскую войну паровозы чаще всего топили именно дровами. Поэтому у паровозов той поры и шуровки круглые – под форму полена. А вот потом паровозные «пасти» стали делать вытянутыми, полуовальными, для того чтобы удобно было орудовать лопатой при заброске угля.

Хорошие помощники машиниста были на вес золота, из-за них машинисты иногда даже дрались. Дело в том, что отопление паровоза углем – это настоящее искусство. Опытные помощники знали, когда и сколько его подбрасывать. На этом можно было неплохо сэкономить. В 1950-х годах «за экономию» дополнительно к зарплате получали до тысячи рублей в месяц. Железнодорожники называли её «третья получка».

Ручное угольное отопление называли в шутку: «стокер Горбачева». Имелся в виду человеческий горб, на котором держался весь путь. Иногда помощники перебрасывали по 18-20 тонн угля по дороге в один конец.

Но самым главным на паровозе был, конечно, машинист, который вообще за всё отвечал. Если паровоз вставал из-за неисправности, то он бывало и в горячую топку лазил! Случалось это, к примеру, когда проваливался колосник. Чтобы не простаивать и не терять в зарплате, машинист надевал

на себя два ватника, две пары рукавиц, закутывал лицо, оставляя лишь щелочки для глаз. Его обливали водой. Горящий слой в топке сгребали в сторону, снижали давление пара в котле, а затем в шуровку просовывали доску, чтобы по ней можно было сползти на колосники в самое пекло. Там в считанные секунды, без лишних движений, машинист устранял поломку, например, опускал лист железа на место провалившегося колосника и его тут же вытаскивали за ноги назад. К этому моменту одежда на нем уже начинала дымиться.

Этому паровозу присвоили серию ОВ. За что его и прозвали «овечкой». Это была безотказная машина, простая в ремонте и обслуживании. Всеядная "овечка" могла отапливаться углем, мазутом, дровами и торфом. «Овечки» бегали по промышленным магистралям до 50-х годов прошлого века.

О железнодорожном прошлом «Северного переезда» напоминает только название. 

Недалеко от ГУТАПа был другой железнодорожный переезд.

Автор Александра Зайцева.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует
Yandex Zen

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

За рулем
Работа над новой редакцией Кодекса об административных правонарушениях "подвесила" некоторые законопроекты, которые предполагали внесение изменений в 12-ю "водительскую" главу этого документа. Об этом сообщил первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Но он рассчитывает, что законопроект о залоге автомобиля, в случае нетрезвого управления им, будет рассмотрен и принят. Речь идет о законопроекте, внесенном минюс...
Общество
Большинство работающих жителей Ростовской области согласны перейти на четырехдневную рабочую неделю. Это показал опрос, проводимый сайтом HeadHunter, среди тех, кто обратился на портал в поисках работ. Примерно 68% работающих соискателей готовы к переходу на четырехдневную рабочую неделю, но при условии сохранения зарплаты. Еще 22% поддержат инициативу в любом случае, Ради этого 40% соискателей готовы работать более интенсивно, еще 30% согласны на увеличен...
Общественность
На заседании 13 ноября члены Общественной палаты города Шахты четвертого созыва выбрали своего председателя и двух его заместителей.  Председателем Общественной палаты города Шахты стала Галина Мельникова — директор организации центр социального обслуживания населения «Мы вместе».  В прошлом Галина Стефановна возглавляла департамент образования, до тех пор, пока не была уволена после громкого скандала с ЕГЭ.  В 2016 году массовые нарушение при сдаче единог...
Человек года
Та-да-да-дам! Вот уже седьмой раз город замирает в ожидании важнейшего мероприятия года — в Шахтах стартует премия «Человек года 2019». Одни желают оказаться в списке номинантов, другие готовы броситься в бой, чтобы поддержать своих близких, третьи просто ждут большого праздника. В 2019 году премия расширяет свои границы — из камерного мероприятия «Человек года» становится масштабнейшей премией, которая пройдет в стенах Шахтинского драматического театра 11...
Кадры решают всё
С 8 ноября 2019 года филиал «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» возглавил Александр Лесенко. Напомним, директор шахтинского водоканала Александр Сорокин уволился 1 октября по собственному желанию.  Александр Владимирович Лесенко родился 13 января 1958 года. Женат, отец 3 сыновей. Имеет классный чин советника муниципальной службы 3 класса. Окончил Ростовский технологический техникум по специальности «Ремонт и эксплуатация электрооборудования». Далее получил квалифик...
Посылки
Накануне старта масштабных распродаж в интернет-магазинах и начавшейся подготовки к Новому году "Почта России" объявила о сокращении вдвое сроков доставки посылок. С 15 ноября время, которое почтовое отправление проводит в пути, не будет превышать двух-трех дней, обещают почтовики. Получать свои посылки быстрее смогут жители городов с населением от 100 тысяч человек. В частности, это коснется отправлений, адресованных в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбур...
Трагедия
В Шахтах произошёл страшный пожар, в котором пострадал мужчина, за его жизнь боролись соседи. Трагедия случилась 1 ноября. В посёлке шахты имени Красина загорелся дом. Пожар вспыхнул на улице Варшавской, 21. Увидев, что соседский дом горит, на помощь поспешил шахтинец Пётр Богатырёв, проживающий неподалёку от происшествия - на улице Варшавская, 44. В это время одна из соседок позвонила сотрудникам единой диспетчерской службы 112, а те - вызвали пожарных. В...
История
1000 казаков на Каменный сундук и баржи с углём Споры о том, была ли Грушевка судоходной, не прекращаются. Сторонники судоходства на Грушевке нашли подтверждение своей правоты. Они уже были! Из поколения в поколение шахтинцы передают легенду о судоходной Грушевке. Глядя на речку, которая дала имя городу (Грушевское горное поселение, потом Александровск-Грушевский) трудно поверить, что когда-то по ней ходили баржи с углём. Некоторые и вовсе считают это выду...
Образование
Конец рабочей недели, пятница, 8 ноября. В центре города ажиотаж: крутые автомобили, нарядные дамы в коктейльных платьях, мужчины — исключительно в элегантных костюмах, представители духовенства... и цветы... цветы... цветы... - Что происходит? Праздник? - спрашивают случайные прохожие. - Да. Праздник. - Сегодня свой юбилей отмечает выдающийся вуз, гордость города, области, страны, - институту сферы обслуживания и предпринимательства (филиалу) ДГТУ в г. Ша...