Шахтинец рассказал о курьезах и железнодорожном прошлом «Северного переезда»

Виктор Перцев, краевед, родился и вырос в Артёмовском районе. Он попытался разобраться в хитросплетении дорог и рассказал о том, почему одно из мест города Шахты называется «Северный переезд»:

- Сейчас трудно поверить, что когда-то в этих, поросших осокой и камышом местах, кипела трудовая жизнь и ходили поезда.

Почему «Северный переезд»?

За годы первого пятилетнего плана развития народного хозяйства 1928-1932 г.г. в городе Шахты планировалось строительство новых промышленных объектов, в том числе три новых шахты: «10 лет ЗИ» («Десять лет За Индустриализацию» позднее «Нежданная»), «Ново-Азовская», «имени газеты «Комсомольская Правда» (Комправда). Необходимо было оборудовать подъездные пути к ним.

Железная дорога от станции «Власовские копи» до «Комправды» пролегала по нынешним улицам Волконского и Кривошлыкова. Недалеко проходил шлях (тракт) Ростов-Воронеж. Позднее шлях стал называться автодорогой Ростов-Воронеж. На пересечении железнодорожного пути и шляха был оборудован переезд, названный «Северным». А «Северный», потому что в километре от этого места в сторону Ростова-на-Дону шлях пересекал другой железнодорожный переезд, расположенный на подъездной железной дороге к шахте Елпидифор, построенной в 1911 году, а в советское время переименованный в шахту имени Артёма. Кроме этого, тут же шлях пересекал магистральную железную дорогу Каменоломни (Максимовка) – «Власовские копи» – железнодорожный вокзал «Шахтная», но уже в качестве ответвления на въезде в жилой массив рудника «Елпидифор». Это в районе улицы Довженко, место, называемое ГУТАП. До 60-х годов в месте переезда ещё были целы столбики, имевшие характерный бело-чёрный окрас, но проезд уже был закрыт. Ныне на месте этого переезда находятся магазин и база (стройматериалы).

Отклонение

Мало кто знает, что шлях проходил с самого своего возникновения через территорию ныне закрытой шахты имени Артёма. После начала строительства Елпидифора шлях сдвинулся в сторону улицы Капустина и пошёл далее через хутор Маркин в сторону посёлков Октябрьского, Красина и Гагарина (Поповка) на Каменоломни (Максимовка). А от улицы Капустина – через переезд и территорию, впоследствии занятую автобазой №6, по улице Горняцкой и далее в сторону станицы Владимировской. Во время шестой пятилетки были построены автодорожные магистрали Шахты –Каменоломни, Центр –Артёмовский район. Появилась новая дорога Каменоломни – Шахты – Артём. Часть её проходила по нынешнему проспекту Ленинского Комсомола, улицам Довженко, Волконского, и далее через «Северный переезд» по улице Горняцкая. Рядом расположена улица Трактовая. После постройки новой автодороги Воронеж-Шахты в 1966г., входящая в город через Артёмовский район дорога, потеряла своё стратегическое значение, перестала быть единственной. Данная автодорога ныне существует как технологическая, используемая керамическим заводом в п.Каменоломни для подвоза глины с Владимировского карьера, а также для подъезда в хутор Сидоровка, Маркин и другие.

Случай на переезде

В конце хочу поведать курьёзный случай произошедший, когда в этих местах ещё ходили поезда. При подходе к переезду железнодорожного состава шлагбаум опустился. Туда подъехал мотоциклист, а за ним остановилась телега с лошадью, легковая машина и ещё какой-то транспорт. Все стоят ждут открытия переезда. Мотоциклист не глушит мотор, газует. Близко стоящей к нему лошади это не понравилось, и она схватила мотоциклиста за шиворот. Он испугался вскочил с мотоцикла и уставился на животное, а водитель легковой машины смеясь посоветовал дать ей по морде. Мотоциклист недолго думая замахнулся. Лошадь с телегой попятилась назад, а снизу телеги торчали трубы. Этими трубами она въехала в радиатор машины весёлого советчика. В результате этого происшествия движение было парализовано и после того, как шлагбаум поднялся. Случай надолго запомнился, о нём даже писали в местной прессе.

От редакции

По этой железой дороге, от которой местами остались только вросшие в землю шпалы, возили не только грузы, но и людей – рабочих шахт и заводов. Если следовать на общественном транспорте из центра города Шахты в сторону посёлка ГРЭС, то на схеме движения между остановками «Северный переезд» и «Красная Роза» можно обнаружить загадочную «Смолу». Эта остановка имеет непосредственное отношение к железной дороге. Когда-то здесь приводили в порядок паровозы: чистили топку и котлы, смазывали узлы и детали.

В одних следовало открутить гайки и пропустить фитили, потянув пару раз за вязкую веревочку, долить в них из масленки; в другие, на механизме и рессорах, вкачать винтовым прессом вязкую «грызь» (слово это пошло от английского «гриз» – смазка); в третьи смазка попадала с помощью массивной спринцовки. Сейчас кажется невероятным, но вес некоторых ручных масленок достигал 12 кг!

Между прочим, самые первые паровозы смазывали говяжьим салом! Эта смазка называлась «техническое сало». После появилась нефтяная смазка и мазут, а потом минеральные масла промышленного производства.

Это интересно

Слово «шурует» пошло от слова «шуровка», оно означает «отверстие для заброски топлива». Шуровать топку – это значит, кидать в нее уголь или дрова.

До революции и в Гражданскую войну паровозы чаще всего топили именно дровами. Поэтому у паровозов той поры и шуровки круглые – под форму полена. А вот потом паровозные «пасти» стали делать вытянутыми, полуовальными, для того чтобы удобно было орудовать лопатой при заброске угля.

Хорошие помощники машиниста были на вес золота, из-за них машинисты иногда даже дрались. Дело в том, что отопление паровоза углем – это настоящее искусство. Опытные помощники знали, когда и сколько его подбрасывать. На этом можно было неплохо сэкономить. В 1950-х годах «за экономию» дополнительно к зарплате получали до тысячи рублей в месяц. Железнодорожники называли её «третья получка».

Ручное угольное отопление называли в шутку: «стокер Горбачева». Имелся в виду человеческий горб, на котором держался весь путь. Иногда помощники перебрасывали по 18-20 тонн угля по дороге в один конец.

Но самым главным на паровозе был, конечно, машинист, который вообще за всё отвечал. Если паровоз вставал из-за неисправности, то он бывало и в горячую топку лазил! Случалось это, к примеру, когда проваливался колосник. Чтобы не простаивать и не терять в зарплате, машинист надевал

на себя два ватника, две пары рукавиц, закутывал лицо, оставляя лишь щелочки для глаз. Его обливали водой. Горящий слой в топке сгребали в сторону, снижали давление пара в котле, а затем в шуровку просовывали доску, чтобы по ней можно было сползти на колосники в самое пекло. Там в считанные секунды, без лишних движений, машинист устранял поломку, например, опускал лист железа на место провалившегося колосника и его тут же вытаскивали за ноги назад. К этому моменту одежда на нем уже начинала дымиться.

Этому паровозу присвоили серию ОВ. За что его и прозвали «овечкой». Это была безотказная машина, простая в ремонте и обслуживании. Всеядная "овечка" могла отапливаться углем, мазутом, дровами и торфом. «Овечки» бегали по промышленным магистралям до 50-х годов прошлого века.

О железнодорожном прошлом «Северного переезда» напоминает только название. 

Недалеко от ГУТАПа был другой железнодорожный переезд.

Автор Александра Зайцева.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Читайте kvushahty.ru Yandex News Yandex Zen

Комментарии

График отключений
В Шахтах три дня, с 30.09 по 2.10, будут отключать свет по графику в посёлке Красина и в районе аэродрома. Отключения связаны с техническим обслуживанием оборудования при подготовке к отопительному периоду. График отключений 30.09 с 9:00 до 17:00 сотни домов останутся без электричества на Красина: ул. Тельмана 1-17; пер. Сухомлинского 1-3,2-4; ул. Азовская 21-49,2-44; ул. Красинская 29-57, 100-120, 69-95; ул. Чаадаева 13-19; ул. Олейникова 7-21; ул. Титова...
Анонс
Жители Шахт ждали этого события целую неделю! И вот, мы рады сообщить, что отправили свежий выпуск газеты "КВУ" в типографию и уже завтра с утра шахтинцы смогут приобрести его во всех районах нашего города! Хотите узнать, почему улица Шевченко перестала быть самой полосатой в городе? Или вам интересно, какая мотивация помогает зарабатывать миллионы? А может хотите посмеяться над перлами местных чиновников? Да, в новом выпуске "КВУ" много интересных тем! Кр...
Пуск газа
Днём 29 сентября шахтинцев напугала машина, которая ездила по посёлку ХБК и в громкоговоритель объявляла: «Произведён пуск газа, будьте внимательны». В редакцию «КВУ» обратились сразу несколько обеспокоенных жителей района, которые попросили разъяснить, что происходит. Оказалось, что о подобном явлении не в курсе ни ГоиЧС, ни местная администрация. Однако, объединив усилия, проверив камеры, они выяснили, что машина принадлежит «Шахтымежрайгаз». - Но мы не...
Авария
В Шахтах 27 сентября около 20.00 произошло ДТП. Водитель "Ауди-80" серебристого цвета ехал по улице Маяковского. Недалеко от МРЭО ГАИ в сторону моста он начал поворачивать, в это время сзади в него врезался белый "Шевроле Круз". - Водитель остановился, вышел из машины, но тут же запрыгнул обратно и быстро уехал сторону центра. Он был очень пьян, - рассказывает водитель "Ауди". Пострадавший водитель не запомнил номер "Шевроле" полностью, только цифры 190, р...
Коронавирус
В шахтинском ковидном госпитале по данным на 29 сентября скончались трое человек: 66-летний мужчина из Шахт, 59-летняя женщина из Новошахтинска и74-летний мужчина из Октябрьского района. Все трое имели сопутствующие хронические заболевания. Всего в ковидном госпитале скончалось 74 человека, из них 49 шахтинцев и 25 жителей Ростовской области. Ещё у троих горожан получены положительные результаты анализов на коронавирус. Среди них 2 женщины и 1 мужчина, по...
Проблема с транспортом
Жительница города Шахты Людмила обратилась в редакцию "КВУ" с жалобой на водителя маршрута №114 "А" (Центр-Аютинский). - В субботу 26 сентября в 17:30 я села в маршрутку №114 "А". Она идёт именно по удобному для меня маршруту, поэтому я ждала 35 минут только её. Салон был практически заполнен, когда к водителю обратилась молодая девушка, она сказала, что маршрут "А" ей не нужен. Тогда водитель просто убрал табличку и сказал, что поедет по маршруту №114, -...
Народная новость
В редакцию "КВУ" обратились жители посёлка Майский. За три года существования детской площадки в их районе, им несколько раз приходилось её чинить. Сначала карусели пострадали от коммунальщиков, а потом от вандалов. - В 2017 году построили детскую площадку. Жители поселка возмущались, потому что её поставили под сухими деревьями, - рассказывает Игорь М. - Опасения подтвердились, при спиливании деревьев карусель сломали. Жители посёлка восстанавливали её св...
Опасный бензин
В редакцию «КВУ» обратился житель города Шахты Игорь, чтобы предупредить автомобилистов о некачественном топливе. Он рассказал, что заправлялся на АЗС F1 в посёлке Артём, в районе Комправды, в результате чего у него повредился автомобиль. - Все началось с отвратительной работы авто, на СТО диагноз поставили быстро - нехватка топлива, рассказал шахтинец. - В итоге, чистка форсунок и замена всех фильтров. После этого прошло две недели, результат на фото. Это...
Запасись водой
Шахтинский водоканал предупреждает, что с 8 утра 1 октября до 8 утра 2 октября отключит воду в поселках: Майский, Южная, на некоторых улицах в поселке Нежданная (г. Шахты) и частично Октябрьский район. А также в Новошахтинске в районах: Тельмана, Кирова, Красный Шахтер, УПП ВОС и Пролетаровка. - В этот период будут проводиться аварийно-ремонтные работы на водоводе диаметром 1000 мм направление «3ШДВ - г.Новошахтинск» в районе пос. Новосветловский, - сообща...