Легенды о Грушевке: как по реке ходили баржи с антрацитом

Легенды о Грушевке: как по реке ходили баржи с антрацитом, Екатерина Сотрихина

1000казаковнаКаменныйсундукибаржисуглём

Спорыотом,былалиГрушевкасудоходной,непрекращаются.СторонникисудоходстванаГрушевкенашлиподтверждениесвоейправоты.

Ониужебыли!

ИзпоколениявпоколениешахтинцыпередаютлегендуосудоходнойГрушевке.Глядянаречку,котораядалаимягороду(Грушевскоегорноепоселение,потомАлександровск-Грушевский)трудноповерить,чтокогда-топонейходилибаржисуглём.Некоторыеивовсесчитаютэтовыдумкой,иутверждают,чтоугольдостроительстваГрушевско-Донскойжелезнойдорогивозилиисключительнонаволах.

Шахтинскиекраеведывсё-такинашликосвенноеподтверждениетого,чтопоГрушевке,даинетолькопоней,транспортировалиразныегрузы.

Ниточкой,потянувзакоторуюоткрыласьинтереснаякартина,сталоАртёмовскоеводохранилище.Вразговорахсостарожиламислучайновыяснилось,чтоплотинаужесуществоваладостроительстваГРЭС.Малотого,онабылакаменная,чтовообщеудивительно,ведьвтевременаподобныесооружениячащевсегостроилиизземлиидругихдоступныхматериалов.Кромеэтого,былещёодинводоём,ближекКачкану.ПристроительствеГРЭСим.Артёмаводоёмыобъединили,аплотинумодернизировали.Дляэтоговодуспускали.Сохранилисьфотографии,накоторыхзапечатлёнэтотмомент,ивидныостаткистарыхгидротехническихсооружений.Кстати,плотинаиводоём,хорошовиднынакарте,составленнойдореволюции,в1909-1914г.г.

НаУрале,гдетакже,какиунасвгородедобывалиполезныеископаемые,нередко,добытоеизнедрземли,переправлялинаплоскодонныхлодках.Ачтобымелкиелесныеречкибылипригодныдлясудоходства,строилидамбу,ждали,когданакопитсявода,апотомвнужныймоментспускалиеёиречкастановиласьполноводной.Вполневозможно,чтоопытуральскихпромышленниковперенялиигрушевские.

Якорь из притока Грушевки

Естественно возник вопрос, кто эту плотину построил. Такое масштабное строительство было не под силу отдельным шахтовладельцам. Довольно крупным игроком на гпушевском угольном поле был РОПИТ (Русское общество пароходства и торговли). Государство выделяло немалые субсидии на его развитие. На рудниках РОПИТа уголь добывали для черноморских торговых судов, которые специально проектировали так, чтобы в любой момент их можно было бы переоборудовать в военные. Дело в том, что в 1856 году после Крымской войны, согласно Парижскому мирному договору, черноморским державам воспрещалось иметь на Чёрном море военные флоты. Османская империя полностью сохранила флот, переместив корабли в Мраморное и Средиземное моря, откуда их ничего не стоило вернуть обратно. Россия была лишена такой возможности, поэтому правительство пошло на хитрость, начав строить универсальные суда. Официально на Чёрном море не было российского военного флота, но были корабли, готовые в любой момент стать боевыми, а главное, на них уже имелся опытный в морском деле персонал. На дело государственной важности денег не жалели. Дамбу вполне могли построить на средства РОПИТа, но есть одна загвоздка, рудник находился довольно далеко от Грушевки. Гораздо ближе к РОПИТу речка Атюхта. Если внимательно рассмотреть карту, то на ней тоже есть запруда, место, которое в советское время называлось Казённый став. Атюхта – один из правых притоков Грушевки. Аналогичные водоёмы были и на речке Аюта. Именно со дна Аюты в 60-е годы ХХ века в хуторе Красный Кут был вытащен якорь, что подтверждает судоходство в наших местах.

«Грушевскийкамень»

Возвращаясьвсёктойжекарте,видим,чтоближайшиенаселённыепунктыкплотиневрайонеГРЭСаГрековыдворыиКазачийлагерь.НаещёболеераннейкартевтомжерайонеобозначеноместоБ.Каменныйсундук.Известно,чтотопографическиеназваниямогутомногомрассказать,например,Б.Каменныйсундукуказываетнанемалыезалежикамня,собственноизнегоипостроенадамба.Вкамнеитаитсяразгадкаеёстроительства.

Возможно,изначальнопоГрушевкетранспортироваливовсенеуголь,акаменьдлястроительстваВойсковогособоравНовочеркасске.Висторическихдокументах,связанныхсэтимстроительством,упоминается«грушевскийкамень».

Погналисьзадешевизной

1октября1811годасостояласьторжественнаязакладкакаменногоВойсковогособора.Изначальнособорхотелистроитьиз«приморскогокамня»,добываемогонапобережьеАзовскогоморя,нопосчитали,что«грушевскийкамень»-местныйраковистыйизвестнякничутьнехуже,адажетвёрже,иглавноедешевле.В1815годубылзаключендоговорскупцомФоминымоегопоставках.Строительствоглавногодонскогохрамабылтипичнымдолгостроем.ВторжениеНаполеона,случившеесявскорепослезакладкисобора,неспособствовалопроцессу.В1818-1819годахиз-заотсутствияматериаловсоборвовсенестроился.Вдальнейшемпоразличнымпричинамстройкатовозобновлялась,топриостанавливалась,покаосенью1843годанепоследоваломонаршьеповелениепоскореезакончитьвозведениесобора.С1844годахрамактивностроился.Вэтихработахбылазадействована1тысячарабочих,несчитаяказачьегорабочегополка,которыйдобывалиперевозилкаменькместупостройкисобора.НаселённыйпунктподназваниемКазачийлагерьмогбылместом,гдежилэтотсамыйрабочийполк.

Впериодс1844по1846годсоборвозвелина52аршинаотповерхностиземли.Вавгусте1846произошлообрушение.Ксчастью,никтонепострадал,таккакстенырухнуливечеромвпраздничныйдень,когданастройкеникогонебыло.Комиссия,производившаярасследование,пришлаквыводу,чтопричинойобрушениясталоиспользованиепористогогрушевскогоизвестняка,которыйневыдержалнагрузки.

Каменьневиноват?

Вконцеконцовсоборпостроилиизкирпича,дляпроизводствакоторогоспециальновыстроилиновыйзаводипровеливодопровод.Правдахрамещёразобрушалсяиобрушилсябыивтретийраз,еслибынебдительныйархитектор,проверившийглубину,накоторойзалегалфундаментиобнаруживший,чтоонаменьшенацелыйметр,чемдолжнабытьпопроекту.Вполневозможно,чтои«грушевскийкамень»былневиновенвразрушениипервоговариантахрама,апричинавэлементарномворовствеиинтригахспереносомстолицыДонскогоказачества.Насамомделе,казакибылиневвосторгеотидеиатаманаПлатоваперенестистолицуизстаницыСтарочеркасской,окружённойдонскойводой,напродуваемуювсемветрамигорусмелководнымАксаем.Прижизниатаманаоткрытониктоневыступал,апослепротивникипереносабуквальнозамучилицаряжалобамина«проклятоеместо».НовуюказачьюстолицухотеливидетьвстаницеАксайской,построеннойнарекеДон.

Воктябре1837годаНиколайIвнялпросьбамиприехалличноинспектироватьновуюстолицу.Втотмоментимператорамучилазубнаяболь,котораяусугубляласьездойпорытвинамиухабам.Наоднойизколдобингде-томеждуНовочеркасскомиАксайскойцарьвывалилсяизкаретыпрямовгрязьивсердцахразразилсябранью.Онсказализвестнуюфразу:чертовойматеривашепереселение!Всеравно,чтовшивогонапаршивогоменять!".ЭторешилосудьбуНовочеркасска,городосталсянатомместе,гдеегохотелвидетьатаманПлатов,астроительствособорапродолжилось.

Гдебылапристань

«Грушевский камень» перестали добывать в огромном количестве, а дамба осталась. Вдоль русла реки было немало рудников, на которых добывали уголь. Вместо камня в Новочеркасск пошли баржи с антрацитом.

Старожилывспоминают,чтопристаньнаходиласьгде-товрайонеулицыЧухновского.ТамжеГрушевкадостигаетмаксимальнойглубины.ВначалеХХвеканыряльщикиструдомдоставалидоднавэтихместах.Берегздесьукреплёнприроднымкамнем,этоможноувидетьисегодня.

Этоинтересно:

ПослепосещенияМенделеевымДонбассав1888году,нарекеСеверскийДонецбылипостроенышлюзыименнодлятого,чтобы транспортировать уголь.

Автор материала Александра Зайцева.

На фото конца XIX века река Грушевка не очень широка.Современный вид на Грушевку с моста на ул.Советская.Реконструкция плотины во время строительства ГРЭС.На старой карте видна дамба и населённый пункт - Казачий лагерь.Строительство Вознесенского кафедрального собора в Новочеркасске в 1889 году.

Читайте также:

Шахтинцы возмущены тем, что в речку Грушевку сбрасываются канализационные отходы

река Грушевка грузы уголь Урал плотина флот Черное море КВУ Шахты
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Читайте kvushahty.ru Yandex News Yandex Zen

Комментарии