Начнем с истории
В 2017 году в России приняли закон о декриминализации побоев. То есть каждый член семьи может вас побить без перспективы попасть за решетку — отделается в худшем случае штрафом. Вряд ли депутаты, нажимая кнопочку «за», думали о судьбах тысяч людей, которые оказываются порой в безвыходной ситуации. Народные избранники просто пытались разгрузить суды от «бытовухи» и «мелочевки».
Но противники нововведений в один голос твердили о необходимости принять Закон о домашнем насилии.
Всерьез заговорили о данной инициативе в 2018-2019 годах, когда страну потрясли две громких истории - Маргариты Грачевой, которую муж вывез в лес и отрубил кисти рук, и сестер Хачатурян, подвергшихся насилию со стороны отца и обвиненных в его убийстве.
С тех пор в Госдуме мусолится законопроект о профилактике бытового насилия.
На Западе — давно принято говорить об этой проблеме и наказывать виновных. А у нас по-прежнему жертвы боятся, что подвергнутся повторному насилию, если обратятся за помощью.
Наши дни
После скандала с телеведущей Региной Тодоренко, которая по глупости оправдала домашнее насилие, а потом успела извиниться и снять фильм, посвященный жертвам «бытовухи», меня удивило количество людей, готовых открыто заявлять о своей боли и страданиях, которые они пережили. Но еще больше поразило количество людей, до сих пор придерживающихся мнения: «Бьет — значит любит», «Сама виновата», «В своей семье сами разберемся — нечего лезть» и самый любимый аргумент против закона - «Наказание за домашнее насилие – это крах семьи, государства и всех наших ценностей» .
Самое страшное, что на стороне вторых — часть политической элиты страны. Прямое тому доказательство - решение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко отложить принятие закона о домашнем насилии до отмены режима самоизоляции и победы над коронавирусом.
Ну, конечно, давайте отложим. Ведь сейчас есть более важные дела — например, "назначить" новую дату окончания Второй мировой войны и реализовать бессмысленные исторические амбиции власти. И даром, что страна в ковидном хаосе, люди борются с бестолковщиной в регионах, а впереди неминуемый экономический кризис. На фоне тотального абсурда растет и количество бытового насилия. Запертые в однушках и двушках семьи с детьми, вынужденные работать удаленно, или вовсе оставшиеся без работы и средств к существованию, параллельно дистанционно учащиеся вместе с ребенком, по мнению властей, должны полюбить друг друга еще сильней. Ведь этот сложный период они выстоят вместе. Да, часть семей может и выстоит. Но есть и другие истории. И их тысячи. Молчу о тех случаях, где соучастником насилия становится алкоголь.