Коронавирус, пещеры покаяния и стрельба в икону: журналист из Шахт рассказал о паломничестве в Воронежскую область

Коронавирус, пещеры покаяния и стрельба в икону: журналист из Шахт рассказал о паломничестве в Воронежскую область, Анна Якутова

Внештатный корреспондент «КВУ» посетил Спасский женский монастырь, расположенный в селе Костомарово Воронежской области. Своими впечатлениями от поездки он поделился в репортаже. 

Вы сейчас на Бога жалуетесь?

После возвращения из Кировской области, из Климковского крестного хода «Пламенные младенцы», я попал в Зверевский ковидный госпиталь, где провел почти 2 недели. А всего болел больше месяца.

Тяжело было физически, трудно было морально. Ведь я совершил труд во славу Божию – так говорят о крестных ходах. И, получается, защиты от Господа не получил. Мне стало казаться, что есть в этом некая несправедливость. И что таким образом небеса мне советуют больше не участвовать в паломнических поездках, не ходить в крестные ходы.

С сомнениями, касающимися религии или веры, надо идти к священнику. Будучи в гостях у родственников, я зашел в церковь. Знал, что окормляет местных прихожан отец Виталий, довольно молодой священник. Вот ему я и рассказал о своей проблеме. Батюшка выслушал меня очень внимательно, ни разу не прервал. А когда я закончил свой рассказ, улыбнулся и сказал ласково:

- Не могу понять, вы что сейчас на Господа мне жалуетесь?

И так же ласково, но уже не улыбаясь, добавил:

- Люди за веру на крест шли, в огонь, их камнями побивали, их дикие звери разрывали на части… А вы поболели месяц, даже, как я понял, без осложнений, и решили откреститься от трудов во славу Божию. Так вас ведь никто не неволил, когда вы отправлялись крестный ход… И чего вы от меня хотите? Сочувствия?

С той же ласковой интонацией отец Виталий «добил» меня окончательно:

- Вот вам кажется, что Всевышний не спас вас от коронавируса. Вы что, специалист по промыслу Господню? Откуда знаете, от чего он вас действительно уберег? 

Именно после этого разговора я в скором времени и оказался в Костомарово, в Спасском женском монастыре.

По пещерам покаяния

Конечно, это не был такой уж безумный поступок. Я надеялся на свой иммунитет. Правда, во всех СМИ и в Интернете писали, что можно заразиться COVIDом второй раз сразу после первого. Но все эти мысли оставили меня, когда я ступил на территорию монастыря и дошел по широкой асфальтовой дороге до церкви иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». И бросил беглый взгляд в сторону меловых гор. После чего замер в восхищении. 

Мне открылась редкая по красоте панорама – россыпь храмов из белого камня. Словно драгоценные жемчужины в ожерелье, нанизанные на нитку холмов. То были знаменитые пещеры покаяния.

Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области

В них стоял холод. Несмотря на октябрь, на улице царствовала практически летняя погода, но в пещерах я замерзал. А ведь монахи жили в них круглый год, в том числе зимой. Своды в одной подземной обители поражали своей высотой, в другой – макушка чиркала по потолку. Интерьер скудный, даже спартанская обстановка по сравнению со здешней покажется роскошью. В холоде, тесноте, испытывая неудобства, монахи ели, спали, молились. Каялись в грехах.

Особенно поразительна такая форма подвижничества, практиковавшаяся в пещерах покаяния, как столпничество. Человек находит столп – небольшую башню, колонну или просто камень, как Серафим Саровский – проводит здесь круглые сутки на ногах, в молитвах. В пещерах для этих целей делали крохотные вертикальные закутки, где невозможно ни лежать, ни сидеть. В них монахи для смирения плоти находились по несколько лет. А так как человек не может без сна, особо аскетичные вбивали в стену крюки и закрепляли на них тело, чтобы спать, но все равно стоять.

Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области

Теоретически так жить нельзя. Это за пределами человеческих возможностей. Но для столпников, чья вера монолитна, как скала, возможно всё. Святые, по сути, люди считали себя грязными, грешными, недостойными и боролись с грехами, истязая плоть, подвергая себя немыслимым физическим испытаниям. 

Первый век или восьмой?

История умалчивает, кто были те люди, которые выдолбили пещеры в меловых камнях и заселили их. Достоверно неизвестно даже, когда это случилось. 

По одной из версий, время «рождения» пещер покаяния - первые века нашей эры. Самая романтическая версия. Представить только, что ты касаешься стен, которые трогали люди, жившие почти 2000 лет назад. Дыхание учащается, и холодок пробегает по спине. Как будто погружаешься в глубь тысячелетий. Очень уж похожа территория Костомарово на подземные постройки Каппадокии, которые относятся к первым векам зарождения христианства.

Версия номер два – пещеры появились в VIII – X веках. В них прятались иконоборцы того времени от преследования византийских императоров. Окраина Киевской Руси оказалась самым безопасным для них местом. 

Все храмы - подземные, кроме церкви Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь я побывал на вечерней службе. И скажу, что монашеская служба – это нечто запредельное. Ни одного лишнего движения. Все рассчитано до мелочей, отработано. С точностью до секунды монахини кладут коврики на пол, гасят свет, устанавливают церковные книги на аналой. Я наблюдал, уверенный в том, что за несколько часов должна же произойти у них какая-то заминка. Однако не дождался.

Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области Святые места в селе Костомарово Воронежской области

Кто стрелял в икону?

Выйдя за монастырские ворота, я достал термос и решил попить кофе, устроившись за столиком крытой трапезной. Меня окликнул пожилой дядечка с аккуратно постриженной бородкой.

- Вы откуда приехали? Из Ростовской области? Далеко. А я сам местный, костомаровский. Вот рыбой торгую,- мужичок открыл бочонок, наполненный просоленными рыбьими тушками. – А еще медом, - рядом с дядечкой стояли трехлитровые банки со сладостью цвета янтаря. – Хотите меда к кофе?

Предложение не было похоже на рекламную акцию: «Попробуй продукт и купи», поэтому я не отказался положить пару ложек меда в мой несладкий кофе. 

- Как же вы вируса не побоялись? – поинтересовался дядечка.

- Переболел еще в июле-августе, - ответил я.

- Так вы, значит, оказались в первых рядах. Где же заразу подхватили?

- В паломнической поездке. В крестный ход ходил.

- Получается, Бог вас не защитил? – усмехнулся дядечка. 

- Ну, это с какой стороны посмотреть, - к этому времени я уже «проанализировал» Божий промысел по совету отца Виталия. – Я работаю в спортивной школе и вернулся из поездки накануне своего профессионального праздника – Дня физкультурника. Мне позвонили коллеги и предложили поехать на базу, отдохнуть. Но я решил, что негоже сразу после крестного хода пьянствовать. И отказался. А ведь на базе мог свободно заразить половину коллектива. Не уверен, что мне бы это простили… Потом посетил издание, в котором сотрудничаю, забрал газеты, но ни с кем не общался. И, наконец, сын хотел со мной повидаться днем, я сказал, мол, приезжай вечером, посидим. И как раз перед его приездом у меня поднялась температура. Так что от меня ни один человек не подхватил COVID, кроме жены. Получается Господь уберег меня от людского осуждения, что зачастую хуже болезни. Никто не может бросить в меня камень, мол, я от тебя заразился… Супруга разве что… Но она переболела в легкой форме. Правда, меня регулярно ругала и кляла, что приходится в четырех стенах сидеть в летнюю жару. Зато сейчас помалкивает, во время массовой эпидемии, когда в больнице нет мест, запись на КТ на 2 недели вперед, тестов не хватает...

Допив кофе, я собрался уходить.

- Слышь, ростовчанин, - сказал мне вслед мужичок. – Ты ведь видел икону, в которую стреляли? Везде пишут, что оружие держал красноармеец или энкавэдэшник. Ну, типа, то были 20-е или 30-е годы. На самом деле все случилось позднее. Я сам 59-го года, а мама говорила, что выстрелы в икону были сделаны за год до моего рождения. 

- Так это уже время хрущевской оттепели, - удивился я. – Кто же в это время решился на «расстрел» лика Богородицы?

- Кто-кто, коммунист с пистолетом. Я так думаю, из органов. А их ведь учили цель поражать без промаха. Чтобы все пули в «десятку». Поэтому он и его коллеги были поражены, когда из шести выстрелов пять ушли в «молоко»!       

Икона Валаамской Божией Матери – одна из достопримечательностей монастыря. В ней 6 отверстий от пуль. Богоненавистник стрелял практически в упор, стараясь попасть в голову Богородицы или младенца. Но свинец словно «разлетелся» в стороны… Создавалось впечатление, что какая-та сила рассеяла пули. Это повергло стрелка и его приятелей в ужас.

Вроде бы происшествие случилось в годы ленинско-сталинских репрессий. Но у местных жителей другое мнение. 

Ну, что еще? После моего возвращения из Костомарово прошло 2 недели. Это инкубационный период коронавируса. Чувствую я себя прекрасно. Гадаю теперь, кого за это благодарить. То ли мой иммунитет… То ли Божий промысел…

Материал подготовил Сергей Беликов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Читайте kvushahty.ru Yandex News Yandex Zen

Комментарии