• Главная
  • Революционный боевик, кордебалет и артисты-синеблузники: развлечения жителей города Шахты 100 лет назад
Шахтинские хроники
12:00, 20 февраля
Надежный источник

Революционный боевик, кордебалет и артисты-синеблузники: развлечения жителей города Шахты 100 лет назад

Шахтинские хроники
Революционный боевик, кордебалет и артисты-синеблузники: развлечения жителей города Шахты 100 лет назад

В двадцатые годы прошлого столетия повсеместно воплощалась идея о принадлежности искусства народу. Город Шахты не был исключением.

Наши уклоны и вывихи

95 лет назад под таким заголовком в газете «Красный шахтёр» была статья о чрезмерной любви рабочего класса к киноискусству. Специалисты из Окрсовпрофа (окружной совет профессиональных союзов) пеняли работникам клубов на то, что они только «крутят кино» и совершенно не занимаются развитием самодеятельности. На что работники культуры отвечали: «Как же нам требовать что-то с рабочего, отпахавшего 8 часов на производстве?» На это им был дан совет: «Не нужно заставлять рабочего «работать» – нужно распределять обязанности между членами клуба, чтобы они не были «работой», а были отдыхом от производства». Проще говоря, чтобы самодеятельность стала увлекательным хобби. 

Важнейшее из искусств

Владимир Ильич Ленин не безосновательно считал, что «из всех искусств важнейшим является кино». Синематограф был отдушиной для большинства населения. На киносеансы приходили после тяжёлой работы, чтобы посмеяться над незамысловатыми сюжетами, которые легко входили и в головы, и сердца простых людей. И это притом, что кино было немым. Любимцами зрителей в то время были герои серии фильмов про смешную парочку «Пат и Паташон». 

Датские артисты Карл Шенстрём (Пат) и Харальд Мадсен (Паташон) почти за 20 лет неутихающей популярности (1921—1940 гг.) снялись в более полусотне фильмов. Пат – высокий и худой, задумчивый меланхолик, а Паташон – низенький толстяк, подвижный и шустрый. Смешные сами по себе, вместе они попадали в разные комические ситуации, чем ещё больше веселили публику. Даже спустя многие десятилетия о них не забывали их повзрослевшие зрители.

Комики Пат и Паташон были невероятно популярны в 20-30 годах ХХ века.

Комики Пат и Паташон были невероятно популярны в 20-30 годах ХХ века.

Неслучайно, что с помощью этого кино в Пасхальную ночь антирелигиозные агитаторы выманивали молодёжь из Петропавловского собора, пригнав тачанку с кинопроектором. Экраном служила стена клуба им. Томского. По словам старожилов, это было каменное одноэтажное здание, выходящее фасадом на ул. Советскую. 

Привычное нашим современникам слово «боевик» необычно смотрится на киноафише 1926 года. На ней фильм «Сигнал» рекламируется как «революционный боевик из эпохи гражданской войны». На страницах городской газеты даже приводится его краткое содержание. Главный герой фильма, он же положительный персонаж, – крестьянин-середняк, примкнувший к красным по «внутреннему сознанию правоты». Отрицательные герои – «захребетники», к которым авторы фильма отнесли старост, помещиков и священников. Духовных лиц изобразили особенно зловредными, шпионящими в пользу белых. Антирелигиозная пропаганда как раз набирала обороты, а киноискусство было отличным орудием.

В городских кинотеатрах показывали не только комедии, но даже драмы и боевики.

В городских кинотеатрах показывали не только комедии, но даже драмы и боевики.

Показывали шахтинцам и драмы. История цыганской танцовщицы, связавшейся с контрабандистами, в фильме «Зелёная Мануэло» вышибал слезу у рабочего класса в шахтинском кинотеатре «Прогресс». 

Афиша драмы "Зелёная Мануэло"

Афиша драмы "Зелёная Мануэло"

Шахтинский «Колизей»

Ленину же приписывают ещё такой вариант изречения по поводу важности искусств: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Даже если Владимир Ильич не произносил этих слов, дело обстояло именно так. Вторым по популярности развлечением после кино был цирк. До революции в Александровск-Грушевский нередко приезжали артисты цирка-шапито. Их выступления пользовались неизменным успехом.

Шахтинцы также любили посмотреть представления с участием бродячих циркачей. Обычно они ставили свой шатёр где-нибудь в центре города, а когда гастроли заканчивались, сворачивали его и уезжали, но почти сто лет назад ситуация изменилась. Об этом мало кто знает, но в 1926 году, в ожидании приезда труппы русских и заграничных артистов, на базарной площади рядом со страхкассой был построен «фундаментальный зимний цирк «Колизей»».

Конный цирк «Колизей» состоял из полусотни артистов. В него входили: наездники, клоуны, гимнасты, лётчики, акробаты, жонглёры, эквилибристы, гладиаторы, музыканты-эксцентрики и дрессировщики различных животных, а кроме этого – кордебалет. Разместить такую ораву было сложно, поэтому подыскивать квартиры артистам начали загодя. Также заранее объявили конкурс на место буфетчицы и ответственного кассира.

Доподлинно неизвестно, выступал ли в новом шахтинском цирке всемирно известный клоун, уроженец Александровска-Грушевского, Виталий Лазаренко, но то что он был в это время на гастролях в наших краях, совершенно точно. 19 декабря 1926 года Лазаренко из Ростова-на-Дону писал в письме жене: «Гастроли прошли с тре­ском. Первую и вторую рецензии я тебе послал... живу так себе: устал. Вот уже три дня, как не обедаю, всё на сухомятке – ты же знаешь мой характер, мне надо дать, а не дадут, я и не буду спрашивать...» Известность Лазаренко принесли феноменальные прыжки и едкая сатира. Он выступал в чёрно-белом гриме и костюме, называл себя «Шут его величества народа».

Зверинец на выезде

Ещё одним развлечением, вызывающим неизменный интерес у всех горожан, было посещение большого зверинца, причём научно-показательного. Его прибытие в город Шахты также анонсировалось заранее. Клетки со зверями располагались на базарной площади, напротив зимнего помещения ЛОТО. Особой гордостью зверинца была коллекция экзотических пресмыкающихся из тропических стран. Смотреть на зверей можно было с 9 часов утра до 12 часов ночи, причём кормление на потеху публики производилось в 10 часов вечера.  

Шахтинцы посещали зверинец до полуночи.

Шахтинцы посещали зверинец до полуночи.

Жрецы Мельпомены

И всё же театральное искусство было не чуждо шахтинцам. Спектакли проходили в межсоюзном клубе им. Томского. 95 лет назад всего за 30 копеек (самый дорогой билет стоил 1 рубль 50 копеек) культурные горожане могли наслаждаться спектаклями музыкальной комедии под управлением И. В. Черномора. На сцене блистали такие артисты, как: Александрова, Чарская, Александров, Клаус, Пассон, Любов и танцоры кордебалета. В спектакле принимали участие также прима-балерина Ваганова и солистки балета Кременецкая и Пережогина. Тогда же шахтинцы впервые увидели «шумовой оркестр» – джаз-бэнд.

Начинались спектакли в полдевятого вечера.

В этом же клубе показывали свои постановки синеблузники. Синеблузниками называли самодеятельные агитационные театральные труппы.  Синеблузочное движение существовало с середины 1920 до 1935 года. 

Плакат синеблузников

Плакат синеблузников

Название этому явлению дала одежда, в которой обычно выступали артисты – свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах. Шахтинские синеблузочники нередко отступали от правил, за что подвергались критике в местной прессе. Их обвиняли в пестроте реквизита, которое отвлекает от выдержанного содержания. «…нужно осознать, что эстрада пролетарского театра прежде всего не халтура, кустарничество, лубок и любительщина…», – писал местный театрал. 

Репертуар «Синей блузы» состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. Артистами были рабочие. Тематика была злободневна, сочетала в себе героику, патетику, сатиру и юмор. Агитбригады выступали с пропагандистскими стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами. Исполняемые скетчи, частушки, куплеты были навеяны жизнью рабочего класса. У синеблузников был свой гимн.

Мы синеблузники, 

Мы профсоюзники 

Нам всё известно обо всём!

И вдоль по миру свою сатиру

Как факел огненный несём.

Мы синеблузники, 

Мы профсоюзники.

Мы – не баяны-соловьи.

Мы только гайки в великой спайке

Одной трудящейся земли!

Несмотря на критику шахтинские синеблузники пользовались популярностью даже большей нежели труппы классического театра.

Синеблузники были предшественниками народных театров.

Синеблузники были предшественниками народных театров.

Подготовила Александра Зайцева.

Все материалы темы "Шахтинские хроники", можно прочитать в разделе:

Революционный боевик, кордебалет и артисты-синеблузники: развлечения жителей города Шахты 100 лет назад, фото-7
12,0
Высокие оценки пользователей за Актуальность
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Объявления
live comments feed...