Укротители паровых машин: 125 лет назад в Шахтах открылась школа кочегаров

Укротители паровых машин: 125 лет назад в Шахтах открылась школа кочегаров, Анна Якутова

На стыке XIX-XX веков широко использовалась сила пара, обуздать которую умели кочегары. 125 лет назад в нашем городе открылось учебное заведение, где обучали этому ремеслу. 

Школа при руднике

Девятнадцатый век – время новых изобретений, в числе которых были и паровые машины. Рост производства был несомненным плюсом таких машин, но паровые котлы таили в себе немалую опасность. Неоднократные взрывы паровых котлов с тяжёлыми последствиями: смертями, увечьями, ожогами служащих, разрушением зданий, остановками в работе, влекущими за собой часто громадные убытки, побудили Общество Донских углепромышленников учредить Школу кочегаров, которая могла бы дать главные понятия в этой области. В 1896 году в Александровске-Грушевском открылась такая школа. 

Подобная Школа кочегаров уже существовала в Кронштадте. За 30 лет до Александровск-Грушевской школы там готовили машинистов для Балтийского флота. В Кронштадтской школе был выстроен специальный корпус, представлявший собой копию машинного отделения большого военного корабля с действующей моделью котла. Там по-настоящему пылали топки и гудели форсунки, а молодые кочегары, получив теоретическую подготовку, овладевали своей профессией практически. 

В Александровске-Грушевском школа разместилась на руднике Ивана Семёновича Кошкина. На её содержание из Общества Донских углепромышленников было выделено 1500 рублей. Теоретические знания будущие кочегары получали в здании Рудничного училища, а вот практиковались сразу на производстве. На руднике Кошкина использовались паровые машины, которые располагались в отдельном каменном здании. Паровые машины применялись для откачки воды из шахты, а также спуска и подъёма грузов и людей.

На обучение в Школу кочегаров принимались без экзамена ученики, окончившие курс двухклассных училищ, а также лучшие ученики одноклассных училищ с проверочным экзаменом по арифметике. Дополнительно в школу без экзамена поступали все служащие кочегарами на рудниках (практиканты). Обучение длилось один год. 

Школа кочегаров располагалась в одном здании с начальным училищем на руднике Кошкина. Развалины здания на старом руднике Кошкина, в котором предположительно была Школа кочегаров. Развалины здания на старом руднике Кошкина, в котором предположительно была Школа кочегаров. Развалины здания на старом руднике Кошкина, в котором предположительно была Школа кочегаров.

Основные знания 

Никто не мог быть допущен к работе кочегара, прежде чем не будет знать основные вещи — как измеряется уровень воды в котле и основные правила безопасности. 

Уровень воды измерялся специальной стеклянной трубкой. Понижение горизонта воды в стекле не должно было быть ближе, чем 1,5 вершка (1 вершок — 4.44 см) до нижней гайки, укрепляющей стеклянную трубку. Кочегары должны были знать что показывает манометр, с какой силой давит внутри котла пар на каждый квадратный дюйм поверхности котла. Допускать давление больше того, какое разрешено окружным инженером, определённое при пробе работы котла, и которое указано на особом ярлыке, прибитом к котлу, а на манометре отмечено красной чертой, кочегарам строго воспрещалось. 

Предохранительный клапан на котле служил для аварийного сбрасывания пара и мог спасти котёл от взрыва, если вдруг по недосмотру разовьётся в котле давление пара больше, чем следует.

Ставить и передвигать грузы могли только старшие машинисты, кочегары не должны были их касаться. В компетенции кочегаров были многочисленные краны. Кочегары должны были знать, какие краны служат для впуска и выпуска воды и пара. Пускать пар в пустые, холодные трубы или машины следовало с осторожностью, потому что могло разорвать трубу или вывести механизм из строя. Огонь под котлами кочегару необходимо было держать по возможности ровным. Измерительные приборы требовалось регулярно продувать и прочищать, иначе они могли засориться и показывать неверные значения. Во время чистки котлов должна была соблюдаться техника безопасности — все краны и механизмы должны были быть запертыми на замки, чтобы кто-нибудь ошибочно не пустил в них пар, когда в котлах находятся люди. Этим и другим тонкостям кочегарного дела учили в специальной школе.

Специальный корпус Кронштадтской школы кочегаров, внутри которого была копия машинного отделения большого военного корабля с действующей моделью ко...
Специальный корпус Кронштадтской школы кочегаров, внутри которого была копия машинного отделения большого военного корабля с действующей моделью ко...

Рёв гудка вместо тысячи слов

Кочегары входили в число рабочих, чья деятельность непосредственно была связана с машинами. Кроме них с механизмами имели дело: машинисты, насосные, слесари и кузнецы. До создания специальной школы все эти люди, в прошлом шахтёры, учились сразу на производстве, пройдя всю лестницу горных чинов, начиная с тягальщика. 

К слову, тягальщик – это шахтёр, который впрягался в салазки, гружённые углём и тянул их до места, где шла погрузка в вагонетки. Работа тягальщика не требовала особых навыков, но была очень тяжёлой. 

Из таких самобытных мастеров выделялся некий Гаврила Илларионович Бочкарёв. В 1904 году он служил старшим машинистом на руднике Шушпанова и Чурилина. На тот момент ему было 60 лет. У многих шахтёров имелись прозвища.  Бочкарёва звали «Бурда», «Некомпетентный машинист» или просто «Ларионыч». Нрава он был довольно буйного, временами сильно пьянствовал, а иногда бранил и поколачивал подчинённых рабочих, но машины и котлы настолько его увлекали, что были сильней всех его страстей. По свидетельству его современников, механизмы Ларионыч уважал намного больше, чем всех управляющих и хозяев рудников. Случись малейшая заминка в работе вверенных ему машин, и он забывал и дом, и семью, и отдых. 

Бочкарёв настолько сжился с машинами, что «разучился говорить», вернее не имел желания разговаривать. Лишь по крайней необходимости мог он сказать несколько обрывистых фраз. В критические моменты он заставлял говорить за себя машины. Когда умер хозяин рудника, его тёзка — Гавриил Шушпанов, машинист пустил пар в гудок. Рёв заводского гудка и пение «Со святыми упокой» произвели неизгладимое впечатление на тех, кто пришёл проводить в последний путь хозяина. Казалось, что рудник плачет. 

Однажды Гаврилу Бочкарёва кто-то сильно оскорбил, и он не задумываясь пустил пар. На тревожные звуки заводского гудка сбежались и рабочие, и администрация рудника.  Так все узнали, что Гаврилу обидели. 

Несмотря на свои странности Бочкарёв был хорошим работником. За свой труд, добросовестность и любовь к делу, он получил медаль «За усердие».

Чтобы вникнуть во все тонкости работы механизмов Гаврила Илларионович разбирал, а затем обратно собирал их. Подобно Бочкарёву и другие мастера на руднике в результате долгой практики пришли к тому, что все новые поступающие на рудник машины необходимо разбирать, дабы досконально знать их устройство. Местные машинисты не знали законов физики и механики, но до всего доходили опытным путём. 

Старший машинист Г.Л.Бочкарёв за знания и усердную службу по представлению рудника Высочайше награждён медалью «За усердие».
Старший машинист Г.Л.Бочкарёв за знания и усердную службу по представлению рудника Высочайше награждён медалью «За усердие».

Каких не брали в кочегары

Работа кочегара была очень ответственной, поэтому и требования к ним были выше, чем к обычным шахтёрам на руднике. Прием на работу кочегаров осуществлял старший машинист. Он лично забирал и передавал в рудничную контору вновь прибывших работников. За пьянство и прогул начальник мог оштрафовать рабочего, а если это повторялось регулярно, то и уволить. То же самое ждало нерадивых работников за порчу имущества и нарушение техники безопасности. 

При приёме в кочегары учитывалось состояние здоровья.  В кочегары не брали глухих, немых и больных заразными болезнями.

Подготовила Александра Зайцева

Все материалы "Шахтинских хроник" можно прочитать в специальном разделе (чтобы попасть в него кликните на картинку):

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Читайте kvushahty.ru Yandex News Yandex Zen

Комментарии